- Гершензон Мих. Осипович
-
ГЕРШЕНЗО́Н Мих. Осипович (1869—1925) — историк рус. лит-ры и обществ. мысли, философ, публицист. Вышел из мещанско-купеч. евр. семьи; гимназич. образование получил в Кишиневе. В 1887—89 учился в Берлине, а затем — на ист.-филол. ф-те Моск. унта. Молодость Г. исполнена трудов, напряженной умственно-духовной жизни и мат-льных лишений — об этом свидетельствует его кн. "Письма к брату" (1927). В 1895 опубл. работа Г. "“Афинская полития” Аристотеля и “Жизнеописания” Плутарха" (в 1893 удостоена Зол. медали). По окончании ун-та много работает в обл. педагогики, истории рус. лит-ры и освободит. движения. Г. первым подошел к изучению мн. ценнейших архивных мат-лов (архив декабриста М. Ф. Орлова и его семьи, А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой), приобрел в 1899 в Берлине пушкинские мат-лы (на средства книгоиздателя К. Т. Солдатенкова). На осн. не известных ранее архивных док-тов написаны многие иссл. Г., в т. ч. кн. "Грибоедовская Москва" (1914). Диапазон его интересов весьма широк: декабризм, славянофильство, западничество, многообр. направления умств. исканий рус. интеллигенции: "Социально-политич. взгляды А. И. Герцена" (1906); "История молодой России" (1908); "П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление" (1908); "Жизнь В. С. Печерина" (1910); "Ист. записки. (О рус. об-ве)" (1910); "Образы прошлого" (1912); "Декабрист Кривцов и его братья" (1914). Анализ творчества А. С. Пушкина в широком культурном контексте — в кн. "Мудрость Пушкина" (1919) и "Статье о Пушкине" (1926). Как методик и пушкинист Г. опирался на интуицию и "вчувствование" в эпоху и творчество писателя. Издавал серии томов "Рус. Пропилеи" (1915—16. Т. 1—4, 6) и "Новые Пропилеи" (1923. Т. 1), содержавшие публикации ист.-лит. мат-лов. Мировоззрение Г. оформилось в духе "религ. народничества", соединив традиции либерально-демократич. обществ. мысли 19 в. и нек-рые тенденции религ.-филос. мысли нач. 20 в. Сотр. в ж. "Научное слово" (1903—05) и "Вестник Европы" (1907—08), сблизившись с литераторами символист. круга. В 1909 выступил инициатором и участником сб. "Вехи", где поместил ст. "Творч. самосознание", неск. филос.-ист. трудов: "Тройственный образ совершенства" (1918), "Видение поэта" (1919), "Мечта и мысль И. С. Тургенева" (1919), "Гольфстрем" (1922), "Ключ веры" (1922), "Судьбы еврейского народа" (1922). Напряженно размышляя о судьбах культуры в кризисную эпоху, мечтал о духовном обновлении личности, освобождении от окаменевших доктрин и нравств. законов, о возвращении к живому, непосредств. переживанию бытия (спор с Вяч. Ивановым в кн. "Переписка из двух углов", 1921, где причудливо соединились "утопич. анархизм" и скепсис Г. в отношении культуры и цивилизации).
М. О. Гершензон
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.